Стоп ВИЧ/СПИД
Риск ВИЧ-инфицирования
1 случай на 450 000 – 660 000 переливаний |
Переливание проверенной на ВИЧ крови (ложно-отрицательный тест) |
1 случай инфицирования на 1000 актов |
Вагинальный секс с инфицированным партерном |
3 случая инфицирования на 1000 уколов инфицированной иглой |
Случайный укол инфицированной иглой в медицинском учреждении |
10-20 случаев инфицирования на 1000 инъекций инфицированной иглой |
Внутривенное введение наркотика инфицированной иглой |
5-30 случаев инфицирования на 1000 актов |
Анальный секс с инфицированным партнером |
Риск ВИЧ-инфицирования |
Путь инфицирования Профилактика среди населения
Сохранение и развитие существующей системы эпидемиологического надзора
· Работы по профилактике ВИЧ с целью предотвращения распространения инфекции среди населения, в уязвимых группах, как молодежь, потребители внутривенных наркотиков и женщины, предоставляющие платные сексуальные услуги
· Интеграция услуг центров СПИД в систему здравоохранения
· Улучшение качества жизни людей живущих с ВИЧ-инфекцией
· Совершенствование существующего законодательства, регулирующего деятельность в области профилактики и борьбы со СПИД
· Сбор, анализ и распространение информации о проектах и программах по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, реализуемых государственными, общественными и международными организациями и координация их деятельности.
Законодательство
Внесены изменений в закон по ВИЧ/СПИДУ, от 1995г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
В ст. 4 «Гарантии государства»:
-предоставление медицинской помощи ВИЧ-инфицированным - гражданам Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
-обеспечение бесплатными медикаментами для лечения ВИЧ-инфекции в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6
П.1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых федеральными специализированными медицинскими учреждениями и иными организациями федерального подчинения, относится к расходным обязательствам России.
П.1.1. Финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, проводимых учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, относится к расходным обязательствам субъектов.
Отменены право на бесплатный проезд родителей для сопровождения ВИЧ-инфицированного в возрасте до 16 лет к месту лечения и обратно, и также отменено право на внеочередное предоставление жилых помещений для родителей, дети которых являются ВИЧ-инфицированными.
Законодательство
Внесены изменений в закон по ВИЧ/СПИДУ, от 1995г. "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)"
В "Статье 22. Гарантии в области труда» сохранено право работников предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющих диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита на сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный отпуск за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления указанных гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в особо опасных для здоровья и тяжелых условиях труда работникам федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством Российской Федерации, работникам учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Введено новое положение о страховании работников предприятий, учреждений и организаций государственной системы здравоохранения, осуществляющие диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, а также лиц, работа которых связана с материалами, содержащими вирус иммунодефицита человека. Эти специалисты подлежат:
-обязательному страхованию на случай причинения вреда их здоровью или смерти при исполнении служебных обязанностей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
-обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Доступность лечения
Одной из наиболее приоритетных задач является снижение цен на антиретровирусные препараты и поиск наиболее оптимальных
путей предоставления качественного лечения, которое включает в себя обеспечение приверженности пациентов, контроль
резистентности, качественное лабораторное сопровождение
Основные мероприятия по подпрограм «Анти-ВИЧ/СПИД»
· Выпуск информационно-просветительских материалов
· Оснащение Центров СПИД современным лабораторным
· оборудованием.
· Обеспечение медицинских учреждений препаратами
· для диагностики и лечения ВИЧ/СПИД.
· Научные разработки.
· Программа обучения специалистов для педагогических
· ВУЗов и институтов повышения квалификации.
· Разработка стандарта профилактики ВИЧ/СПИДа в
· образовательной среде.
· Издание комплекта учебно-методических пособий по
· профилактике наркомании и ВИЧ/СПИДа у молодежи.
Общественные и некоммерческие структуры практически не привлекаются к реализации государственных (муниципальных) проектов. Доля государственной поддержки в бюджетах НКО беспрецедентно низка.
Потенциал российского некоммерческого сектора остается практически не раскрытым
Предоставление лечения
Федеральный Закон N 122 «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации с принятием Федеральных Законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепил за федеральным уровнем обеспечение препаратами для лечения ВИЧ-инфекции весьма ограниченного контингента населения (инвалиды, ветераны войн, чернобыльцы и некоторые другие). По предварительным подсчетам их число составляет не более 3 000 человек.
Предоставление лечения
Местные бюджеты в настоящее время способны обеспечить лечение около 1000 человек (на регулярной основе закупают препараты для лечения ВИЧ-инфекции только г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан и г. Нижний Новгород, не регулярно (не каждый год) закупают препараты для лечения от 1 до 10 человек, еще 26 субъектов), еще 1000 ВИЧ-инфицированных планируется обеспечить антиретровирусной терапией за счет средств Глобального Фонда.
Доступность лечения
Получали комбинированную антиретровирусную терапию в 2004 г. – около 2500
Нуждаются в комбинированной антиретровирусной терапии в 2005 г. – 18 000
Из них беременные женщины – около 5000
Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Здоровье» (раздел Проведение мероприятий по профилактике, выявлению и лечению ВИЧ-инфицированных) утв. Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов (протокол №2 от 21 декабря 2005г)
Правительством Российской Федерации определяется перечень лиц, подлежащих обязательному обследованию на ВИЧ-инфекцию. За два года будет обследовано 40 млн.человек и пролечено 30 тыс ВИЧ инфицированных. Будут проведены мероприятия по профилактике ВИЧ инфекции, гепатитов В и С в наиболее социально-уязвимых группах населения. На эти цели на два года предусматривается 10,8 млрд. рублей, в том числе в 2006г – 3,1 млрд. рублей, из них 1,6 млрд. рублей на лечение 15 тыс ВИЧ инфицированных и инфицированных вирусом гепатита С.
Направления деятельности в области ВИЧ/СПИД
Особый упор в работе делать на профилактику ВИЧ-инфекции среди женщин. Важнейшей задачей является повышение уровня их информированности по различным аспектам проблемы, касающимся воздействия ВИЧ/СПИДа и оказания помощи в их решении.
Чрезвычайно важное значение в профилактике ВИЧ-инфекции имеют программы снижения вреда и обучения представителей маргинальных групп населения средствам и способам предохранения заражения, которые нуждаются в поддержке, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Борьба со стигмой и дискриминацией в отношении вич-инфицированных и защита их прав
консультативный совет
по проблемам вич/спид минздрава россии
минобразования россии
минэкономразвития россии
минобороны россии
мвд россии,
минюст россии
минтруда россии
центры по профилактики и борьбе со спид
в субъектах российской федерации - 5
неправительственные и общественные организации
и объединения - 12
Стратегия противостояния эпидемии ВИЧ Объединенной программы ООН на уровне страны
Наличие в стране одного органа, координирующего профилактику и борьбу со СПИДом, единой разработанной стратегии работы и единой национальной системы мониторинга и оценки, несомненно, может стать эффективным инструментом для построения партнерств между всеми заинтересованными сторонами. Тем не менее, в настоящее время – время реформирования и структурных изменений необходимо очень взвешенно и осторожно оценивать ситуацию в Российской Федерации, для того, чтобы не повредить существующие механизмы координации, не разрушать налаженные партнерства, а наоборот поддерживать уже начатые инициативы, отвечающие концепции предложенной триединой стратегии
|